Нарушения осанки во фронтальной плоскости: корригирующие упражнения
Нарушения осанки во фронтальной плоскости: корригирующие упражнения
Для коррекции таких дефектов осанки, в том числе при лечении сколиоза, подбираются упражнения, обеспечивающие мышечную тягу в направлении, противоположном искривлению. Все корригирующие упражнения проводятся в положении, снимающем статическую нагрузку с позных мышц, — лежа на спине и на животе.
Во время проведения упражнений необходимо следить за положением позвоночника ребенка. Поэтому заниматься он должен в такой одежде, чтобы спина оставалась открытой, а остистые отростки позвонков надо пометить фломастером или йодом.
При лечении нарушений осанки во фронтальной плоскости и сколиоза в начальных стадиях используются симметричные упражнения. Асимметричные упражнения необходимо подбирать очень тщательно: при небольших нарушениях они не нужны, они эффективны только при лечении выраженных стадий сколиоза. Подбирать асимметричные упражнения должен врач с учетом всех индивидуальных особенностей нарушений осанки.
Преимущество симметричных упражнений состоит, во-первых, в том, что их проще правильно подобрать и выполнить; во-вторых, в том, что они вовлекают внутренние резервы организма в процесс компенсации нарушений.
При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение позвоночника. Это само по себе нелегко для ребенка с дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы с выпуклой стороны искривления вынуждены преодолевать сопротивление более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для укрепления и растягивания мышц спины и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно следить за тем, чтобы позвоночник находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на выпуклой стороне становятся сильнее и выносливее, а перенапряженные мышцы на вогнутой стороне немного растягиваются.
СИММЕТРИЧНЫЕ КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ИП: лежа на животе.
1. Кисти положены одна на другую под подбородком. Принять правильное положение тела (остистые отростки на прямой линии, руки и ноги расположены симметрично относительно позвоночника). Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от пола ноги, таз и живот. Удерживать эту позу на счет 3—7, сохраняя правильное положение тела. Дыхание свободное.
2. Выполнить то же упражнение, одновременно подняв прямые ноги.
3. Руки вытянуты вдоль туловища. Одновременно приподнять голову и плечи, потянуться прямыми руками к ногам (вдох). Вернуться в ИП (выдох).
4. Рыбка: выполнить то же упражнение, но одновременно с подъемом туловища и рук отвести назад прямые ноги, удерживать это положение на счет 3—7 (рис. 1). Дыхание свободное.
ИП: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.
5. Принять правильное положение тела, проверить его, припоподняв голову и плечи. Перевести руки на пояс, медленно сесть, сохраняя правильную осанку. Вернуться в ИП (выдох). Расслабить мышцы (вдох), проверить положение тела.
6. Велосипед: круговые движения ногами.
7. Приподнять прямые ноги под углом 30—45°, развести их в стороны, соединить, опустить (выдох), расслабить мышцы (вдох).
8. Ножницы: приподнять прямые ноги, выполнять ими скрестные движения. Дыхание свободное.
9. Перейти в положение сидя, наклониться вперед, коснуться правой рукой левой стопы (выдох), выпрямиться (вдох); коснуться левой рукой правой стопы. Вернуться в ИП (выдох), расслабить мышцы (вдох).
10. ИП: полусидя с опорой на предплечья согнутых рук сзади. Поднять прямые ноги, развести их в стороны, свести вместе, опустить.
Для коррекции таких дефектов осанки, в том числе при лечении сколиоза, подбираются упражнения, обеспечивающие мышечную тягу в направлении, противоположном искривлению. Все корригирующие упражнения проводятся в положении, снимающем статическую нагрузку с позных мышц, — лежа на спине и на животе.
Во время проведения упражнений необходимо следить за положением позвоночника ребенка. Поэтому заниматься он должен в такой одежде, чтобы спина оставалась открытой, а остистые отростки позвонков надо пометить фломастером или йодом.
При лечении нарушений осанки во фронтальной плоскости и сколиоза в начальных стадиях используются симметричные упражнения. Асимметричные упражнения необходимо подбирать очень тщательно: при небольших нарушениях они не нужны, они эффективны только при лечении выраженных стадий сколиоза. Подбирать асимметричные упражнения должен врач с учетом всех индивидуальных особенностей нарушений осанки.
Преимущество симметричных упражнений состоит, во-первых, в том, что их проще правильно подобрать и выполнить; во-вторых, в том, что они вовлекают внутренние резервы организма в процесс компенсации нарушений.
При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение позвоночника. Это само по себе нелегко для ребенка с дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы с выпуклой стороны искривления вынуждены преодолевать сопротивление более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для укрепления и растягивания мышц спины и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно следить за тем, чтобы позвоночник находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на выпуклой стороне становятся сильнее и выносливее, а перенапряженные мышцы на вогнутой стороне немного растягиваются.
СИММЕТРИЧНЫЕ КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ИП: лежа на животе.
1. Кисти положены одна на другую под подбородком. Принять правильное положение тела (остистые отростки на прямой линии, руки и ноги расположены симметрично относительно позвоночника). Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от пола ноги, таз и живот. Удерживать эту позу на счет 3—7, сохраняя правильное положение тела. Дыхание свободное.
2. Выполнить то же упражнение, одновременно подняв прямые ноги.
3. Руки вытянуты вдоль туловища. Одновременно приподнять голову и плечи, потянуться прямыми руками к ногам (вдох). Вернуться в ИП (выдох).
4. Рыбка: выполнить то же упражнение, но одновременно с подъемом туловища и рук отвести назад прямые ноги, удерживать это положение на счет 3—7 (рис. 1). Дыхание свободное.
ИП: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.
5. Принять правильное положение тела, проверить его, припоподняв голову и плечи. Перевести руки на пояс, медленно сесть, сохраняя правильную осанку. Вернуться в ИП (выдох). Расслабить мышцы (вдох), проверить положение тела.
6. Велосипед: круговые движения ногами.
7. Приподнять прямые ноги под углом 30—45°, развести их в стороны, соединить, опустить (выдох), расслабить мышцы (вдох).
8. Ножницы: приподнять прямые ноги, выполнять ими скрестные движения. Дыхание свободное.
9. Перейти в положение сидя, наклониться вперед, коснуться правой рукой левой стопы (выдох), выпрямиться (вдох); коснуться левой рукой правой стопы. Вернуться в ИП (выдох), расслабить мышцы (вдох).
10. ИП: полусидя с опорой на предплечья согнутых рук сзади. Поднять прямые ноги, развести их в стороны, свести вместе, опустить.