Пощечина ашаритам и всяким философам

Пощечина ашаритам и всяким философам
Пощечина ашаритам и всяким философам
Аллах сообщает о проклятом фараоне, сказавшем Хаману: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом» (Гъафир 40: 36-37). Фараон мог сказать это лишь потому, что слышал, как Муса, мир ему, говорил о том, что Господь его над небесами.
Разве не на это указывают его слова: «Воистину, я считаю его лжецом»? – т.е. «я не верю в слова Мусы о том, что над небесами есть какой-либо Бог».
Ученые этой общины и выдающиеся имамы первых поколений, да помилует их Аллах, едины в своей вере в то, что Аллах – над Своим Троном, а Трон Его – поверх семи небес. Таким образом они утверждают то, что Аллах Сам утвердил в отношении Себя, веря в это и считая Его слова истиной. Говоря о Возвышении Аллаха над Троном, они не ограничивают этот атрибут каким-либо условиями и правилами, поскольку именно так Аллах говорит об этом Сам. Они оставляют этот атрибут так, как написано, в своем явном и очевидном смысле, а полное знание об этом поручают Аллаху, говоря: «“Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом» (Али ‘Имран 3: 7). Т.е. они поступают именно так, как и положено обладателям твердых знаний, которых Аллах похвалил в этих Своих словах.
Это сообщение приводят аль-Лялякаи в «Шарх аль-и‘тикад»/663, Захаби в «аль-‘Улюу»/65, и др. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Слова, которые использовал имам Малик в качестве ответа на вопрос о том, как Аллах вознесся на Трон, приводятся и со слов Умм Салямы, однако на цепочку передатчиков этого сообщения полагаться не стоит”. См. “Маджму’уль-фатауа” 5/365. Имам аз-Захаби писал: “Эти слова достоверно известны от целой группы ученых: Раби’и, имама Малика, Абу Джа’фара ат-Тирмизи. Что же касается передачи их со слов Умм Салямы, то это не достоверно”. См. «аль-‘Улюу» 65.
Сообщается со слов Хасан аль-Басри, передавшего от своей матери: «Сказала Умм Саляма о словах Всевышнего: «Милостивый вознесся на Трон», следующее: «Вознесение (истиуа) не является чем-то неизвестным, однако образ его не представим нашим разумом. Признание этого – вера, а отрицание - неверие».
Сообщается, что Джа’фар ибн Маймун сказал: «Однажды один человек задал вопрос имаму Малику по поводу аята: «Милостивый вознесся на Трон», сказав: «Как Он вознесся?» Малик ответил: «Вознесение не является чем-то неизвестным, однако образ его не представим нашим разумом. Вера в это обязательна, а вопросы об этом – нововведение. И я считаю, что ты не иначе как заблудший». Затем он распорядился и этого человека вывели из его собрания».
Также от Джа’фара ибн ‘Абдуллаха сообщается: «Однажды к Малику ибн Анасу пришел человек с вопросом: «Как Аллах вознесся на трон?» (имея в виду слова Всевышнего): «Милостивый вознесся на Трон». И я не видел прежде, чтобы Малик гневался на что-либо так, как он разгневался на слова этого человека в тот день. Он даже вспотел, так, что пот начал литься с него градом. Люди умолкли и стали ждать, что же он ответит ему. Успокоившись, Малик сказал: «Как Он это сделал – невозможно представить нашим разумом, однако, само возвышение – не является чем-то неизвестным. Верить в это обязательно, а задавать вопросы об этом – нововведение! И воистину, я боюсь, что ты окажешься в числе заблудших. Затем он распорядился, и этого человека вывели».
Это сообщение приводят ад-Дарими в «Радд ‘аля аль-Джахмия» 104, аль-Лялякаи в «Шарх аль-и’тикад» 664, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 6/325 и др. Имам аз-Захаби сказал: “Это достоверно от Малика”. См. “Мухтасар аль-‘улюу” 141.
5971
Нет комментариев. Ваш будет первым!